CONTEMPORARY-свобода мысли и движения" (статья Козиной Е.Д)

 «CONTEMPORARY-свобода мысли и движения»

Разработала: ПДО Козина Е.Д

МБУ ДО «Орбита» ,г.о.Королев

CONTEMPORARY-свобода мысли и движения

«…Понять сразу форму сложно.

Однако на восприятии формы и содержания построено искусство!..»

·                    Как вы выражаете свои чувства под музыку?

·                    Что вы представляете, когда танцуете?

Танец будущего, если обратиться к первоисточнику всякого танца, — в природе, это танец далекого прошлого, это танец, который был и вечно останется неизменным. В неизменной вечной гармонии движутся волны, ветры и шар земной. И не идем же мы к морю, не вопрошаем у океана, как двигался он в прошлом, как будет он двигаться в будущем; мы чувствуем, что его движения соответствуют природе его вод, вечно соответствовали ей и вечно будут ей соответствовать.

Да и движения зверей, пока они на свободе, всегда — лишь необходимое следствие их существования и той связи, в которой стоит их жизнь к жизни земли. Зато, как только люди приручат зверя и с воли перенесут его в тесные рамки цивилизации, он теряет способность двигаться в полной гармонии с великой природой, и движения его становятся неестественны и некрасивы.

Движения дикаря, жившего на свободе в теснейшей связи с природой, были непосредственны, естественны и прекрасны. Только нагое тело может быть естественно в своих движениях. И, достигнув вершины цивилизации, человек вернется к наготе; но это уже не будет бессознательная невольная нагота дикаря. Нет, это будет сознательная добровольная нагота зрелого человека, тело которого будет гармоническим выражением его духовного существа. Движения этого человека будут естественны и прекрасны, как движения дикаря, как движения вольного зверя.

Когда движение Вселенной сосредоточивается в индивидуальном теле, оно проявляется как воля. Например, движение Земли как средоточие окружающих ее сил является ее волей. И земные существа, которые в свою очередь испытывают и концентрируют в себе влияние этих сил, воплощенное и переданное по наследству их предками и обусловленное их отношением к земле, развивают в себе свое индивидуальное движение, которое мы называем их волей.

И истинный танец именно и должен бы быть этим естественным тяготением воли индивидуума, которая сама по себе не более и не менее как тяготение Вселенной, перенесенное на личность человека.

Contemporary dance (модерн, свободная пластика, контемпорари дэнс) - свободный танец основан на естественных движениях. Техника направлена на избавление от зажимов, стереотипов и напряжений в теле, на приобретение легкости и свободы.
Создателей свободного танца объединяло не только желание превратить его в высокое искусство, имеющее равный статус с музыкой или живописью, но и особое мировоззрение.

Общим для всех направлений современного танца является то, что танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуального хореографического языка через синтез, актуализацию и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела и взаимодействия тела-разума, тела-пространства, тела-тела. Большое значение также имеет концепция осознанности.

Для современного танца характерна многосторонность, универсальность и гибкость. Его можно танцевать в любой акустической среде (различные направления музыки, тишина, естественные звуки), комбинировать и объединять с другими танцевальными техниками и формами, создавая новые стили движения. Современный танец работает с природной структурой тела и поэтому безопасен и доступен начинающим. В то же время легкость и естественность движения, которую воспитывает это направление танца, позволяет профессиональным танцорам открывать для себя новые грани танца.

Уильям Форсайт — американский и немецкий артист и балетмейстер направления модерн танца.

«…Я начал представлять линии в пространстве, которые могли бы изгибаться, идти волнами или деформироваться другими способами. Двигаясь от точки к линии, затем к плоскости, затем к объему, я мог визуализировать геометрическое пространство составленное из отдельных точек с огромным количеством взаимных связей. Так как эти точки находятся внутри тела танцовщика, никакого относительного перемещения не требуется. Неограниченное количество позиций и движений можно создавать используя различные последовательности только из сгибаний и разгибаний»

На самом деле такой подход помогает забыть как нужно двигаться. Перестаешь думать о конечном результате и вместо этого начинаешь думать о выполнении движения изнутри. Это помогает телу преодолеть «оцепенение».

Один из аспектов классического балета – это постоянное сгибание и распрямление только ноги, которую танцовщик всегда возвращает в одну из предопределенных позиций. Наше сгибание отличается тем, что оно происходит не только в колене, но и в тазобедренном суставе, таким образом также задействует и корпус. Это означает, что вместо того, чтобы оставаться все время под углом 90 к полу, корпус может наклоняться вниз и становиться параллельным ему. При этом задействуется совершенно новая механика, так как тело находится в новом состоянии баланса.

Пионеры современного танца, такие как Айседора Дункан и Марта Грэм, имея за плечами солидную классическую базу, искали легкость движения в использовании естественного строения и энергии тела, добиваясь нового качества движения

Идеалом Дункан были «прекрасно естественные» движения античной пляски, простые движения ходьбы и бега. Она первой из танцовшиц отказалась от корсета и трико и выступала в одежде, не мешающей движениям, — тунике.

Почитая традиции, мы движемся вперед!…

…и есть отличия

Классический танец:

§     Строго ограниченное число групп движений;

§     Четкие позиции ног, рук, корпуса и головы;

§     Обобщенная трактовка сценического образа.

Современный танец (Contemporary dance):

§     Индивидуальная хореографическая лексика-импровизация;

§     Чередование расслабленности и напряжения мышц, резких падений, подъемов, остановок.

§     Мысленные образы для самовыражения

Чему нужно уделить внимание в танце?
Любой исполнитель контемпорари должен следить за некоторыми деталями:
- контролировать дыхание;
- осознавать перемещения во время танца;
- прочувствовать свое тело;
- контролировать скорость и качество своих движений.

Современный танец (Contemporary dance) – это философия.

Современный танец (Contemporary dance) - это самовыражение.

 

Современный танец (Contemporary dance) – это легкость и естественность.
Контемпорари - это загадочное танцевальное направление, узнать которое можно только начав его танцевать.

«Влияние музыки на совершенствование двигательных навыков детей»        (Статья Козиной Е.Д.)

Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получилось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения  - выразительность, ритмичность, четкость, координацию. И здесь педагогу необходимо особое чутье и соответствующая подготовка.

   Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные.

    Есть, скажем, дети, у которых заметна своего рода заторможенность реакции на музыку: на этом сразу следует сосредоточить преподавательские усилия. Обычно такая заторможенность мешает ребенку вовремя вступить на нужной доле такта.

   Самое время вспомнить о пользе ходьбы под музыку марша. Именно эти упражнения позволяют наглядно убедиться в том, как воспринимает малыш счет на четыре четверти. Затем стоит проверить, насколько органично осваивают воспитанники счет на три четверти, придающий совсем иной характер движению. И, наконец, параллельно выясняется, как чутко улавливают они разницу между форте и пиано (громким и тихим звучанием музыки), меду аллегро и адажио (быстрым и медленным темпом), между диминуэндо и крещендо (понижением и нарастанием силы звука). Все эти элементарные оттенки и акценты музыкального развития ребенок должен осваивать, начиная с самых первых занятий.

   Музыку иногда считают второстепенным, придаточным элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу танца. Такое понимание роли музыки обедняет занятие, лишает подлинной выразительности хореографическое исполнение. Именно музыка, причем хорошо подобранная, позволит вам с самого начала избежать формального подхода к самым  простым упражнениям.

   Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.

   Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.

   Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся малышей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и хореография.

   Аккомпанемент к упражнениям следует выбирать с учетом поставленных задач, так, чтобы он был приятен занимающимся. А исполнение музыкальных произведений на всех занятиях должно быть высокопрофессиональным.

   Итак, музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, ее можно несколько упростить, подвергнув аранжировке. Разумеется, музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (применительно к музыкальному оформлению хореографических занятий на первых стадиях обучения), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.

   Специалисты, выбирая для занятия фрагменты того или иного произведения, сами должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

    Известно, что дети увлекаются всем сказочным, волшебным, необычным. Вот поэтому музыка, связанная с персонажами сказок, с ожившими игрушками, с играми, всегда будет близкой и понятной ребенку. Танцующие игрушки в «Щелкунчике», Куклы Коппелиуса из «Копеллии», «Игра в лошадки» из  «Тщетной предосторожности» - вот лишь некоторые образцы, которые можно взять для сопровождения хореографических занятий.

   Во время занятий надо выкроить несколько минут чтобы рассказать своим обучающимся о балете, музыкальные фрагменты которого они слышат.

 

   Все, о чем  говорится здесь, направлено к одной цели: сформировать у ребенка активное творческое восприятие музыки, способность получать подлинное эстетическое наслаждение от контакта с музыкой и умение выразить ее содержание в движениях. 

Международный фестиваль жестовых песен «Душа поет»                                                        как  современный вид инклюзивного творчества. (статья Козиной Е.Д.)

Международный фестиваль жестовых песен «ДУША ПОЕТ» проводится

для детских и молодежных творческих коллективов инвалидов по слуху.

Фестиваль проводится при поддержке Правительства города Москвы:

·                     Департамента Социальной защиты населения г. Москвы, министра руководителя департамента Петросяна В.А.

·                     Московской патриархии

·                     Детского доктора Мира - профессора Рошаля Л.М.

·                     Художественного руководителя ансамбля «Берёзка», профессор, народная артистка Кольцова М.М.

·                     Депутата Государственной думы Крупенникова В.А.

·                     Комитета общественных связей г. Москвы

·                     МГО ВОИ Лобанова Н.В.

·                     МГО ВОГ Базоев В.З.

·                     Филиала московского дома «Общественных организаций»

·                     Управы Таганского района ЦАО г. Москвы.

·                     Цели фестиваля.

·       - Социализация детей и молодежи - инвалидов по слуху через творчество, развитие их творческого потенциала;

·                     - Снятие социальной напряженности, воспитание толерантности в обществе;

·                     - Демонстрация достижений молодежного самодеятельного творчества в жанре жестовой песни, обмен опытом руководителей самодеятельных творческих коллективов.

Задачи фестиваля.

·                     - Выявление и поддержка талантливых детей и молодежи с нарушением слуха;

·                     - Обмен опытом между творческими коллективами, специалистами, педагогами и социальными работниками;

·                     - Привлечение внимания к проблемам неслышащих детей и молодежи в обществе.

Глухота как болезнь не заметна, и инвалида по слуху общество ошибочно воспринимает как более здорового человека, чем, например, незрячего инвалида. Однако, как писала слепоглухая американская писательница Э. Келлер, «слепые оторваны от предметов, глухие от людей». Это подтверждают и ученые – Л. С. Выготский, например, был убежден, что «глухонемота человека оказывается неизмеримо большим несчастьем, чем слепота, потому что она изолирует его от общения с людьми».

Основным языком общения глухих людей в России является русский жестовый язык (РЖЯ). РЖЯ — это язык символов и образов, выражаемых жестами.

Когда наш коллектив пригласили участвовать в Международном фестивале, возник вопрос: как подготовить детей, к тому, что им необходимо будет взаимодействовать с детьми, которые их не слышат? Дети маленького возраста 6-9 лет,  в обычной жизни не видели никогда, либо видели в единичных случаях глухих людей. Которые общаются не как они, а жестами, и всегда спрашивают, что это делают люди. Для них это не понятно. В силу своей беспечности дети же могут и показать пальцем на человека который общается , не как они. Поэтому до того как приехать на фестиваль мы проводили беседы. Говорили о том, что это такие же дети, только общаются  они по-другому. Объясняли, что есть язык жестов, при помощи которого глухо-немые дети общаются между собой. Что нельзя указывать на таких деток пальцем. Или как-то особо реагировать на их общение. У детей с отклонениями по слуху эмоциональный баланс более тонкий, такие дети могут более резко реагировать даже на самые обычные вещи. Поэтому, при контакте с такими детьми нужно намного аккуратней себя вести и не обижать глухонемых деток.

 Нам предстояло выступать на сцене именно с такими детьми, и здесь тоже были свои трудности. Глухонемой ребенок, выходя на сцену, занимает свою «точку»  и в большинстве случаев во время исполнения жестового пения с нее практически не сходит, потому что, перед ним стоит сурдопереводчик, который показывает ему ритм и так,  скажем, помогает услышать музыку через руки. Стоя на сцене, если до выступления это не было оговорено, какое-либо касание, или выход танцора перед глухонемым, невозможен, потому что это может отвлечь его и нарушить контакт с сурдопереводчиком, напугать его или просто сбить с толку. При постановке подтанцовки для глухонемых детей это обсуждалось с участниками нашего коллектива и объяснялось,  для чего это все делается. Подготовка проводилась долгое время. Показывались различные видео, на которых глухонемые люди жестикулировали руками. Все это делалось для того, чтобы дети смогли понять, что глухонемые такие же обычные люди, только со своими особенностями, а не «обезьянки» в зоопарке, на которых можно как-то по-другому реагировать, некрасиво себя вести и указывать на их недостатки. С таким опытом у детей появляется уважение к людям с ограниченными возможностями, они учатся контактировать с особенными людьми. Учатся воспитанности, доброте и дисциплинированности.

Наш коллектив «Нон-Стоп» первый раз пригласили принять участие в международном фестивале жестовых песен «Душа поет»  в 2011 году. С тех пор мы ежегодно принимаем участие в нем. Наши дети в возрасте от 6 до 15 лет каждый год выступают с глухо-немыми людьми на подтанцовке. Было поставлено более 10 постановок специально для фестиваля. Дети нашего коллектива имеют большой опыт в общении с детьми с ограниченными возможностями по слуху. Они знают как вести себя на сцене с такими людьми. Знают,  какие трудности преодолевают глухие дети, стоя на сцене. Это учит их уважать и взаимодействовать на сцене с кем-либо.

 

Профилактика нарушений осанки во время учебного процесса.Профилактика травматизма.

Как показывает практика и большое количество эмпирических исследований, физическое состояние младших школьников находится в большинстве случаев в неудовлетворительном состоянии. Еще в дошкольном возрасте многие из детей уже имеют плоскостопие, вальгусное или варусное искривление ног, различные нарушения осанки, отставание в развитие мышечного корсета - так называемые отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата. Изменение режима дня, увеличение физической нагрузки, психологическое напряжение, все эти составляющие приводят к ухудшению физического состояния школьников младших классов.

 

Одним из важнейших показателей состояния здоровья человека, и особенно ребенка, как развивающегося организма, является осанка. Общеизвестно, насколько важно правильное положение позвоночника в жизнедеятельности дошкольника и школьника младших классов. Именно на этих возрастных этапах закладываются основы функциональных возможностей организма. Поэтому для педагогов-хореографов, родителей, медицинских работников актуальной является задача формирования правильной осанки детей, поиска эффективных средств и методов для её решения.

 

Основная задача осанки — предохранение опорно-двигательной системы от перегрузки и травмы за счет рационального выравнивания сегментов тела и баланса мышц. При правильном выравнивании сегментов тела, выполнение простых и сложных движений не вызывает особых проблем, так как при этом амплитуда движений всех суставов максимальна.

Осанка является не только соматическим показателем. Она является также показателем психических особенностей человека. Научно доказано влияние осанки на процесс становления личности человека. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих

Можно с уверенностью сказать, что осанка это язык тела, это поза, которая говорит о том, как человек ощущает себя по отношению к другим, к своей жизни, к самому себе, индивидуальность, внутренняя позиция, признак профессии и социального происхождения. Это его визитная карточка, позволяющая безошибочно узнать знакомого человека, не видя его лица.

В осанке находит своё отражение состояние позвоночного столба, что во многом определяет возможности нормального функционирования внутренних органов человеческого организма. В некоторых исследованиях последних лет, проведенных различными специалистами, было отмечено, что нарушения осанки, кроме влияния на внутренние органы, часто приводят к формированию стойких деформаций других компонентов опорно двигательного аппарата.

 

Выделяют несколько этапов развития нарушений осанки:

 неблагоприятный фон – этап наличия биологических дефектов или неблагоприятных условий, способствующих нарушению осанки (при отсутствии динамических и статических отклонений);

 предболезнь – этап нефиксированных изменений опорно двигательного аппарата. Имеются начальные проявления функциональной недостаточности систем обеспечения нормальной осанки, определяются симптомы нарушения осанки, отмечается ухудшение показателей физического развития. Изменения обратимы при нормализации процесса физического воспитания или направленной кинезиотерапии;

 болезнь – этап статических деформаций опорно двигательного аппарата соответствует наличию необратимых или трудно обратимых нарушений осанки.

Чаще всего дети, имеющие нарушения осанки в младшем школьном возрасти находятся на первом и втором этапе, что позволяет корректировать их состояние методами не только физкультуры, ЛФК, но и хореографии.

Педагогу-хореографу необходимо разбираться в возрастных особенностях физиологического состояния детей младшего школьного возраста, в строении опорно-двигательного аппарата, в возможных отклонениях и нарушениях его развития. В этой связи необходимо рассмотреть разновидности нарушений осанки:

 

На рис.1 представлена правильная осанка человека. В норме должны иметься четыре физиологических изгиба - шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцово-копчиковый кифоз. Физиологический лордоз формируется в шейном и поясничном отделах позвоночника на первом году жизни, обеспечивая компенсацию физиологического кифоза.

Патологический лордоз и кифоз, искривления в сагиттальной плоскости, могут быть как врожденными так и приобретенными.

 

 

hello_html_m32e3e7f3.png

 

рис.2

На рис.2 представлены варианты нарушения осанки у ребенка:

 Нормальное положение

 Сутулое - патологический грудной кифоз

 Плоское - уплощение грудного кифоза

 Плоско-вогнутое - патологический поясничный лордоз при уплощении грудного кифоза

 Кругло-вогнутое - патологический грудной кифоз при патологическом поясничном лордозе.

 

 

hello_html_m42b8d647.jpg

 

рис.3

Искривление позвоночника во фронтальной плоскости (см. рис 3) - сколиоз, в отличие от искривлений в сагиттальной плоскости (кифоза, лордоза) всегда является патологическим.

Вследствие сколиоза формируется асимметрия мышечных тканей. Это, в свою очередь, приводит к их неравномерному объему, а также оказывает отрицательное влияние на внутренние парные органы.

Неструктурные или функциональные сколиозы возникают после рождения. При этом деформация позвоночника не сопровождается грубыми анатомическими изменениями позвонков и позвоночника в целом и поддается неплохой коррекции.

 

 

 

Правильное владение мышцами спины, ощущение стержня, умение длительное время выдерживать одну позу позволяют сделать вывод, что учащийся имеет правильно поставленный корпус- основу любого движения.

Позвоночный столб образует четыре кривизны: шейную- с выпуклостью вперёд (шейный лордоз), грудную – с выпуклостью сзади (грудной кифоз), поясничную- с выпуклостью впереди (поясничный лордоз) и крестцово-копчиковую – с выпуклостью сзади, на уровне четвёртого крестцового позвонка.

Для устойчивости корпуса важнее всего поясница, примерно в области пятого позвонка, вокруг которого постепенно разрабатываются небольшие, но сильные мышцы. Именно эта часть спины, при свободно опущенных вниз плечах и лопатках, должна ощущаться как бы подтянутой вверх.Хорошо поставленная спина помогает при отдаче от пола в прыжках и мягком, сдержанном приземлении после прыжков, а также при всех вращениях на полу и в воздухе.

 

В формировании балетной осанки участвуют корпус, нижние и верхние конечности и голова.

Для правильной осанки важное значение имеет положение корпуса относительно ног: таз находится точно в центре сагиттальной и фронтальной плоскостей тела, нельзя отклоняться ни вперёд, ни назад, ни в стороны. Ключицы расправлены, шейно-плечевые линии симметричны, лопатки прилегают к спине, их углы слегка оттянуты вниз и не выступают. Голова держится прямо, шея не напряжена. У учащихся-хореографов наиболее частыми нарушениями балетной осанки являются:плоская спина, круглая и сутулая спина, (кифоз), седлообразная спина (лордоз), сочетания различных отклонений осанки, асимметричное расположение лопаток и плечевого пояса, Х-образные и 0-образные строение ног.

 

Педагог на занятиях обязан постоянно контролировать правильность осанки и обращать особое внимание на учащихся, у которых имеются отклонения. Работа над постановкой осанки с такими учащимися проводится первоначально при не неполной выворотности ног.

 

 

.

 

Значительная часть мероприятий по оздоровлению детей в стенах школы находится в ведении педагога по физическому воспитанию. Однако зачастую занятия по физкультуре приносят гораздо меньше пользы, чем хотелось бы этого ожидать. Так же традиционным средством формирования правильной осанки принято считать лечебную физическую культуру (ЛФК). При этом, и на занятиях физкультурой, и на ЛФК, проводимых в медицинских учреждениях, наблюдается снижение интереса у детей к двигательной деятельности в связи с её однообразием.

Данные обстоятельства заставляют определять такие средства физического воспитания, которые, действуя на мотивационно-эмоциональную сферу, создают у детей стойкий интерес к двигательной деятельности и положительно влияют на формирование осанки. К таким средствам целесообразно отнести танцевально-хореографические упражнения, которые имеют достаточно широкий спектр воздействия на личность ребёнка в целом.

Цель данной статьи: подобрать комплекс упражнений, предназначенный для коррекции нарушений осанки детей младшего школьного возраста.

Задачи:

 рассмотреть понятие "осанка", виды её нарушений;

 рассмотреть алгоритм выявления данных нарушений у учеников педагогом-хореографом;

 обозначить требования к осанке в классической хореографии;

 выявить методы коррекции осанки в классической хореографии;

 составить комплекс упражнений в партерной гимнастике на занятии хореографией для коррекции нарушений осанки;

 проработать рекомендации по использованию составленного комплекса упражнений.

 

 

Надо сказать, что в обычной практике занятий хореографией, педагоги не уделяют специального внимания определению нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата каждого ученика. Предполагается, что наличие допуска от врача гарантирует ортопедическое здоровье ребенка. Однако исходя из опыта реальность бывает очень далека от ожидаемого. Даже на первый взгляд только небольшой процент детей не имеет отклонений со стороны положений ступней и обладает действительно правильной осанкой.

В начале года целесообразно проводить обследование педагогом-хореографом детей на предмет отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, а в конце каждого учебного года для фиксации возможных улучшений. Обследование проводится в следующем порядке:

Осмотр в фас. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма ног, положение головы, шеи, симметрия плеч, равенство треугольников талии (треугольник талии - это просвет треугольной формы между внутренней поверхностью рук и туловищем, с вершиной треугольника на уровне талии, в норме треугольники должны быть одинаковыми по форме и равными по величине).

Осмотр сбоку. Положение - руки вдоль туловища. Определяются форма грудной клетки, живота, выступление лопаток, форма спины.

Осмотр со спины. Положение - руки вдоль туловища. Определяются симметрия углов лопаток, форма позвоночника, форма ног, ось пяток (вальгусная, варусная, нормальная).

В конце обследования ребенку предлагается сделать несколько шагов для выявления возможных нарушений в походке.

В процессе проводимого осмотра заполняется карта динамики развития физических данных учащихся, где наряду с показателями "растяжка", "супинация" (выворотность), "прыжок", "гибкость" вводится показатель "осанка". В графе "осанка" дается оценка выявленных нарушений, например:

 нормальная осанка;

 сутулость (чрезмерное отставание лопаток, выпячивание живота) - проявления патологического грудного кифоза;

 прогиб в пояснице (чрезмерное выпячивание ягодиц) - проявления патологического поясничного лордоза;

 искривления в фронтальной области (плечи, лопатки, бедра установлены несимметрично, неравенство треугольников талии) - проявления сколиоза.

В начале учебного года выявляются дети, имеющие недостаточные для занятий хореографией физические данные. Наряду с необходимостью развития выворотности, подъема стопы, гибкости, прыжка, определяется необходимость коррекции осанки. По результатам, как подсказывает практика, требуется дифференцированный подход по развитию данных и корригирующая гимнастика по исправлению физических недостатков.

Известно, что классический танец является основой хореографии. Все новые танцевальные направления берут свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Поэтому каким бы видом хореографии не занимался педагог с детьми, постановка корпуса классического танца должна быть основой основ дальнейших занятий.

В классическом танце предъявляются четкие требования к положению тела, головы, ног танцоров. При этом осанке придается первостепенное значение.

Ещё в 1830 году знаменитый итальянский артист, балетмейстер и педагог Карло Блазис указывал: "Красивая походка и красивая осанка первое достоинство хорошего танцовщика."

Осанка ученика в классической хореографии формируется в особом режиме (в "выворотном" положении ног) и поэтому несколько отличается от "нормальной" (правильной) осанки человека. Правильное положение ученика, осваивающего основы классического танца, следующее: голова чуть приподнята, плечи опущены и развернуты, не допускается "торчание" лопаток и выпячивания нижней части ребер вперед, прогиб в пояснице минимален, ягодицы подтянуты, при этом мышцы живота подтянуты также, бедра находятся строго над ногами, все тело "стремится" кверху.

Такое положение корпуса не только обеспечивает приобретение учеником правильной осанки, но и формирует устойчивость, облегчает развитие выворотности ног, гибкости и выразительности движений.

Однако в большинстве случае ученики с трудом осваивают подобное положение корпуса, что связанно как с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так и с трудностью в координировании.

Коррекция осанки учеников на занятиях хореографией начинается с требования строго правильного положения корпуса при исполнении классического экзерсиса и/или танцевальных композиций. Далее работа над правильной осанкой продолжается с помощью упражнений партерной гимнастики, являющейся вспомогательным средством развития необходимых танцевальных данных.

Партерная гимнастика - упражнения на полу в разных позах, сидя, лёжа на животе и спине, направленные не только на формирования здоровой спины ученика, но и на растяжку всех мышц тела, их укрепления, на развитие гибкости в суставах.

Приходя на занятия хореографией ребёнок младшего школьного возраста старается отвлечься от учёбы и стремиться к игровой деятельности. При проведении всего занятия, и партерной гимнастики в частности, целесообразно использовать методический прием - прием игры. Поэтому, для учеников данного возраста при любых видах упражнений на ковриках следует использовать образные названия для упражнений, например, "корзиночка", "бабочка", "сфинкс", "мостик" и т.д. При этом показ должен быть очень точным и четким, так как дети нередко просто копируют педагога и могут повторить его ошибки.

Целью корригирующей партерной гимнастики является формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.

Задачи:

 формирование мышечного корсета;

 выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;

 тренировка равновесия, улучшение координации движений;

 нормализация эмоционального тонуса;

 обучение зрительному восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положениях;

 

 

Упражнения сидя на полу:

1. Упражнения для укрепления мышц шеи, плеч, рук возможно проводить в положении "сидя ноги выпрямлены вперёд" по VI позиции. Основное правило, спина при выполнении этих упражнений находится в положении правильной осанки (плечи опущены, развернуты, поясница подтянута). Если руки не участвуют в упражнении, то они немного разведены в стороны, пальцы чуть касаются пола.

В этом же положении возможно выполнение упражнений для стоп (сокращение, вытягивание, "солнышко", "улыбка"). При кажущейся легкости, подобное положение спины в положении сидя довольно сложно для выполнения. Поэтому необходимо его чередование с расслаблением корпуса или с переменой напряжения, например с наклонами корпуса вперед к ногам.

2. И.п. тоже. Руки за спину: правая (левая) сверху над лопатками, левая (правая) снизу под лопатками, соединить кисти.

3. Все упражнения в положении "буратино" (сидя ноги разведены в стороны) делаются так же с правильной осанкой спины.

4. То же самое в положении "бабочка" (сидя колени согнуты, ступни вместе). Наклоны к ступням производятся с прямой спиной, насколько это возможно, грудью вперед.

 

Упражнения лёжа на спине:

1. Напрягая мышцы живота, прижать поясницу к полу, шея вытянута, руки свободно вдоль туловища. Медленно поднять руки через стороны вверх - вдох, опустить вниз - выдох.

2. Лежа на спине, руки в стороны, ладони прижаты к полу. Поднять грудную клетку, опираясь руками о пол.

3. Руки свободно вдоль туловища. Быстро сесть, поднимать руки вверх и сделать два маха руками назад. Медленно вернуться в и. п. с постепенным выдохом, на пол опускается сначала поясница, потом грудная клетка, плечи и голова.

4. Из положения лежа движение "В мост".

5. «Берёзка» - ноги лежат на полу, стопы натянуты, руки вдоль корпуса.

 

Упражнений лёжа на животе:

1. "Сфинкс" маленький (или "Змейка") - руки согнуты перед головой, подбородок на тыльной стороне кистей. Поднять плечевой пояс, прогнуться в лопатках. "Сфинкс" большой - то же И.П., но кисти рук располагаются у грудной клетки, прогиб в пояснице, бедра прижаты к полу.

2. "Полурыбка" - то же И.П. Оторвать от пола правую руку и левую ногу как можно выше, два раза сделать мах назад, вернуться в и.п. Повторить несколько раз. То же левой рукой и правой ногой.

3. "Окошечко" - И.П.: ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса.

Руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, затем руки открываются в III классическую позицию, после руки раскрываются в стороны (открываются во II классическую позицию), на «4» - пауза. Затем возвращаемся в исходное положение.

4. "Колечко" - И.П.: ноги натянуты, пятки вместе, руки вдоль корпуса.

Руки сгибаются в локтях и ставятся возле грудной клетки, плечевой пояс подаётся назад, ноги сгибаются в коленях, пальцы ног стремятся достать до затылка, - пауза. Следить за неотрывностью бедер во время исполнения перегиба плечевого пояса.

5. "Самолётик" - И.П.: ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком. Затем выпрямляются и раскрываются по сторонам, при этом плечевой пояс также отрывается от пола, натянутые ноги поднимаются на 25 и выше градусов, на ширину больше ширины плеч.

6. "Корзинка" - И.П.: ноги в натянутом положении, пятки вместе, руки лежат под подбородком. Кисти рук обхватывают голеностопные суставы обеих ног и вытягиваются наверх.

7. "Кошечка" - И.П.: Стоя на коленях прогибы спины вниз и вверх

 

Упражнений стоя на коленях:

1. Наклоны назад, касаясь руками пяток, наклоны вправо(влево),доставая правой(левой) рукой пятку левой (правой) ноги.

2. Приседать направо и налево на коврик.

3. Руки на поясе, наклон назад, прогибаясь.

4. Сидя на коленях, ягодицы на пятках, головой нагнуться к полу, руки вперед, спина круглая, максимально растянута и расслаблена.

 

При использованию данного комплекса упражнений для коррекции осанки учеников необходимо использовать следующие рекомендации:

1. Упражнения для коррекции осанки должны чередоваться с упражнениями для укрепления всех групп мышц, на растяжку связок, гибкость суставов;

2. При работе с партерной гимнастикой необходимо учитывать возрастные особенности детей;

3. Всякое движение можно и должно компенсироваться контр движением. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц;

4. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным;

5. Не следует выполнять несколько упражнений подряд на сходные группы мышц;

6. В каждой группе занимаются не более 10 учеников;

7. Время проведения партерной гимнастики –20-25 минут;

8. Применение игровых методик, положительный эмоциональный фон, улыбка, радость, делают занятия особенно эффективными

9. Все упражнения выполняются под соответствующую четкую музыку.

 

Данный комплекс корригирующей партерной гимнастики призван в укрепить "мышечный корсет" спин учеников, увеличить гибкость.

Процесс коррекции нарушений осанки у детей младшего школьного возраста средствами хореографии необходимо разделить на три периода — адаптационный, тренировочно-корригирующий, стабилизационный период.

Во время адаптационного периода детям объясняется, какой осанки необходимо придерживаться на занятиях хореографией. Как следует правильно выполнять те или иные упражнения и танцевальные движения, сохраняя правильное положение спины. Основными средствами коррекции нарушенной осанки являются: показ, словесное объяснение и коррекция положения спины ребенка педагогом. В следующих периодах необходимо постоянно напоминать ученикам о правильной осанке, о положении отдельных частей спины при исполнении любых движений.

Во время тренировочно-корригирующего периода активно используются комплекс партерной гимнастики, содержащий, как было сказано выше, упражнения для выработки мышечного корсета, упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Темп движения при выполнении корригирующий гимнастики должен быть медленным или средним. Начинать гимнастику следует с более лёгких упражнений, общую нагрузку на организм увеличивать постепенно. Упражнение, способствующие исправлению отклонений в осанке, следует включать в каждое занятие, с каждым уроком увеличивая их количество и сложность

В стабилизационном периоде, т.е. на протяжении всех лет пребывания ученика на занятиях хореографией, продолжается комплекс гимнастических упражнений и не ослабевают требования педагога к сохранению правильной осанки во время каждого тренажа и исполнения хореографических номеров .

Таким образом, можно заключить, что танцевально-хореографические упражнения с успехом могут использоваться, как средство коррекции осанки детей младшего школьного возраста.

 

Исправление осанки у учащихся хореографической специализации – процесс сложный и трудоёмкий. Только исправив природные недостатки учащегося, можно добиться правильной постановки корпуса при выполнении движений классического экзерсиса.

Правильно подобранные комплексы корригирующей гимнастики проводимые регулярно под руководством педагога, помогают учащимся избавиться от нарушений в осанке и сформировать балетную осанку.

 

 

На отделение хореографии зачастую отбираются учащиеся со средними профессиональными данными, ранее не занимавшиеся классическим и народным тренажом , но имеющие хорошее строение тела и артистизм.

 

Вместе с тем принятые на отделение хореографии учащиеся должны быть физически здоровы, иметь хорошие функциональные возможности. Регулярные занятия хореографическими дисциплинами, тщательное изучение основ классического танца, выполнение вспомогательных и корригирующих упражнений, занятия партерной гимнастикой, дыхательными упражнениями, тщательный разогрев перед тренажом позволят учащимся добиться хороших результатов и предотвратить травмы в заболевания опорно-двигательного аппарата.

 

Наиболее распространёнными травмами являются: повреждения и заболевания стопы, голеностопного, коленного и тазобедренного суставов, реже –таза и бедра, позвоночного столба и верхних конечностей.

В хореографии основная нагрузка приходится на передний отдел стопы и пальцы. В связи с тем, что многие учащиеся имеют среднюю выворотность при исполнении ряда движений, ими допускается навал на большой палец. Необходимо следить за этим и распределять тяжесть тела равномерно на всю стопу.

 

При появлении признаков плоскостопия укрепляются рессорные функции мышечно-связочного аппарата стоп. Рекомендуются хождение поочередно на полупальцах, пятках и на наружных сторонах стоп, вращение стопами, лежа на полу, а также упражнения, связанные с сокращением и вытягиванием стоя.

 

При резко выраженном плоскостопии следует: катать деревянный шар или палку стопой продольно и поперечно; для укрепления сводов стопы собирать пальцами мелкие предметы, подтягивать ими к себе и от себя грубое махровое полотенце. Кроме того, хорошим профилактическим средством являются самомассаж стопы, тёплые ванночки с морской солью, хвойным экстрактами и другими добавками. При появлении омозолелостей необходимо смягчать их тёплыми ванными с питьевой содой, затем отшелушивать пемзой и смазывать детским кремом. Потёртости на коже стопы следует смазывать настойкой йода, бриллиантовой зеленью или одеколоном.

 

Наиболее распространенным повреждением стопы у учащихся является её ушиб в результате тяжёлой физической нагрузки, удара о станок или о партнёра. Первая помощь при ушибе стопы заключается в применение холода.

Важную роль в профилактике травм и заболеваний стопы играет постепенное увеличение нагрузки при проучивании движений.

 

Чаще всего у учащихся наблюдаются повреждения связок лёгкой степени. В таком случае необходимо наложить фиксирующую повязку или эластичный бинт на весь срок лечения. Учащимся, предрасположенным к такого вида травмам, следует во время занятий пользоваться эластичным бинтом.

 

 

 

После травмы педагог обязан следить, чтобы ученик приступал к занятиям только после полного выздоровления.

 

Травмы происходят по многим причинам, которые разделяются на три группы: организационно- технические, педагогические и медико-санитарные.

 

Организационно-технические:

неровности полового покрытия и отсутствие жесткости;

- некачественная обувь для занятий хореографией;

- отсутствие вентиляции;

- завышенный количественный состав групп.

 

Педагогические:

частая смена преподавателей;

- нарушение принципа индивидуального подхода к учащимся;

- чрезмерная продолжительность занятий и репетиций;

- недостаточный контроль за проведением разогрева перед занятиями, репетициями,

выступлениями.

- нерегулярность занятий;

- опоздание на занятия как учащихся, так и преподавателя.

 

Медико – санитарные:

отсутствие контроля за физическим состоянием учащихся;

преждевременный допуск к занятиям после травм;

- отсутствие занятий по профилактике травматизма.

 

В связи с этим хочется отметить, что на педагога возлагается высокая ответственность за здоровье его учащихся.

 

 

Специфика хореографии такова, что, с одной стороны, физическая нагрузка оказывает на организм учащихся оздоровительное влияние, а с другой- при неграмотном её использовании существует риск травматизма.

 

Правильное- организованный учебный процесс – как единая система, направленная на укрепление здоровья и всестороннее развитие ребёнка, поможет сохранить учащемуся это здоровье.

Ведущая роль в формировании Человека как гармонически развитой личности принадлежит таким учебным заведениям как детские центры.

 

 

Будущее России, несомненно, за молодым поколением, а новые успехи предопределены тем воспитанием и теми знаниями, которые дети получают в стенах учебных заведений.

 

Углубленное изучение целого комплекса дисциплин эстетического цикла нацелено на формирование у ребенка нравственных и духовных основ, развитие интеллекта, физическое совершенствование.

И ни для кого не секрет, что приоритетным направлением деятельности всего общества является охрана здоровья подрастающего поколения. Только здоровый человек, с хорошим самочувствием , оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

 

 

 

 

Литература:

 

  1. Баднин И.А. Охрана труда и здоровья артистов балета. Учебное пособие. –М.: Медицина, 1987.

  2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. –Л., 1934

  3. Васильева Т.И. Балетная осанка: Методическое пособие. М.: Высшая школа изящных искусства. –ЛТД, 1993.

  4. Калинина Н.Ф. Возрастные изменения моторных и вегетативных функций при профессиональном обучении хореографическому искусству: 1970.

  5. Гафт А.М. Профилактика травматизма.Самомассаж. Методическое пособие. Х-М 2001